«ԶՈՐԱՎԱՐ ՍԵՊՈՒՀ» ՊԱՏՄԱՔԱՂԱՔԱԿԱՆ ՎԵՐԼՈՒԾԱԿԱՆ ԿԵՆՏՐՈՆԻ ՊԱՇՏՈՆԱԿԱՆ ԿԱՅՔ


Նկար

Турецкий след. Тунян Валерий Георгиевич Доктор исторических наук, профессор

25/11/2020

Участие Турции в Карабахской осенней войне 2020 г., обепечив-шему значительную помощь Азербайджану, высветило наличие слабых сторон у проводимой политики. Выявилось наличие двух аспектов сла-бости, связанных с пространственной экспансией и модернизацией эко-номики.

Реализация пространственного экспансионизма напрямую зависит от развитого военно-промышленного комплекса, боеспособности сухопут-ных и военно-воздушных сил. Имеется существенный разброс разных оценок в численности сухопутных сил. По данным Би-би-си армия Тур-ции в по численности вторая в НАТО и десятая в мире: больше 400 тыс. и резервистов свыше 185 тыс. Воздушное пространство призвано поко-рять 168 самолетов F-16. Число танков -3378. Другая оценка состава во-оруженных сил гласит: сухопутные войска - 260 тыс., флота - 45 тыс., воз-душные силы-50 тыс.Значительную роль стали играть качественные дроны. Имеются 4 армии, 9 корпусов, 2 пехотные дивизии и 39 отдельных бригад.

При режиме Р. Эрдогана (премьер с 2003 г. и президент с 2014 г.) в Турции имело место модернизации экономики. Валовой внутренний про-дукт в 2005 г. составил 509 млрд долл., а в 2013 – 950,6 млрд долл. Ис-пользование европейской технологии и дешевой рабочей силы позволило турецким товарам завоевывать разные соседние рынки. Но с 2014 г. эко-номика переживает спад на 20%, поскольку нужны новые экспортные рынки. Для развития производства необходимы постоянно растущие энергопотоки- нефть, газ и атомная энергетика. Отсюда интерес к евро-пейскому рынки и нефтегазовым возможностям Азербайджана и Сред-ней Азии.

Политэкономические амбиции президента Р. Эрдогана сопровожда- лись грозными вбросами: ”Турция готова достичь каждой заявленной цели и заплатить за это должную цену. Страны, готовые противостоять Турции, должны учесть, что будут платить за это высокую цену, либо

сойти с пути Анкары". Отсюда значительная военнополитическая под-держка Азербайджана со стороны Турции в текущей Карабахской войне. Эрдоган был преисполнен надеждами. 26 августа 2020 г. им было заяв-лено: “Современная Турция уже не та страна, что готова к уступкам. Ан-кара предпримет все шаги для защиты национальных интересов в регионе и готова заплатить за это любую цену. Турция возьмет то, что ей пола-гается и в Средиземном, и в Эгейском и в Черном морях.

Спустя месяц началась третья Карабахская война. Она была отложена из-за военных учений России “Kавказ-2020“ 21-25 сентября , где присут-ствовали атташе из 70 стран. С другой стороны Турция продала беспи-лотников и вооружений Азербайджана за сентябрь на 71,3 млн. долл., а всего за 9 месяцев 2020 г. на 123 млн долл. Причем большая часть дронов и вооружений поступили в Азербайджан после июльского Тавушского конфликта, обусловившего проведение совместных военных учений и подготовки координации боевых действий, На это указывает также то, что за девять месяцев 2019 г. Азербайджан приобрел у Турции вооруже-ний лишь на 20 млн. долл.

Ставилась задача утвердиться на Кавказе, потеснив России, но в Карабахе Анкара встретила отпор России. При этом Турция играла раз-ные роли: прокси-актора Великобритании и США; стать с Россией сопра-вителем Кавказа; реализация пантуркистских планов. Если в англо-сак-сонском развороте не огорчились бы при военном столкновении Турции с России, то во втором расчете, даже с отправкой войск в Азербайджан, она может добиться очередного появления русских сил на Босфоре, как в 1832-1833 г., и планировалось договором Сайкс-Пико 1916 г., а третьем подходе имеется длительная историческая установка, связанная со стрем-лением устранить армянский клин между тюркоязычными этносами.

В результате в Нагорном Карабахе, при посредничестве России, уста-новилась мир.Заявление от 9 ноября 2020 г. о прекращение 44 дневных военных действий в Карабахе СМИ Турции оценили, как совместную по-беду с Азербайджаном и создание новой конфигурации политических сил.