«ԶՈՐԱՎԱՐ ՍԵՊՈՒՀ» ՊԱՏՄԱՔԱՂԱՔԱԿԱՆ ՎԵՐԼՈՒԾԱԿԱՆ ԿԵՆՏՐՈՆԻ ՊԱՇՏՈՆԱԿԱՆ ԿԱՅՔ


Նկար

III. Турецкий взгляд на историю Армении Тунян Валерий Георгиевич. Доктор исторических наук, профессор

15/09/2020

Пятый, шестой и седьмой вопросы опуса “9 вопросов и 9 ответов об Армянском вопросе касались реальности Геноцида армян, наличия секретной телеграммы Талаата о геноциде и достоверности данных о числе убитых в 1,5 млн. человек. В середине августа 1914 г. в Эрзеруме состоялся 8 съезд партии “Дашнакцутюн”, где присутствовали представители младотурецкой партии “Иттихиад” - Бехаэддин Шакир, Наджи бей и Халил бей. На совместном совещании 15 августа с уполномоченными партии “Дашнакцутюн” Врaмяном, Акнуни и Ростомом они предложили организовать армянское восстание на Кавказе, отказаться от обещанных реформ русско-турецким соглашением от 28 января 1914 г. и создать отряды четников. Взамен обещалось создать армянскую автономию на Кавказе, как и для грузин, а “татар” (азербайджанцев) переселить в глубь Турции. Намеченные автономные области должны были обеспечить безопасность границ Турции от России. До этого аналогичные переговоры велись с комитетами партии “Дашнакцутюн” в Ване и Эрзеруме.
По существу, армянской стороне предлагалось принять участие в создании плана геополитика П. Рорбаха - турецкого государства Туран. Причем намечался разменный вариант создания государственного образования - автономная Кавказская Армения в обмен на мусульманизацию Анатолии. С учетом накопленного опыта отказа турок от данных обеща- ний армянская сторона пообещала лишь то, что армяне, живущие в России и Турции, будут осуществлять политику “лояльности” к местным властям. Для Турции выгодным представлено сохранение нейтралитета в Первой мировой войне и проведение внутренних реформ.Съезд партии “Дашнакцутюн” постановил сохранить армянскую лояльность к Османской Турции и допустил возможность сотрудничества с партией “Иттихиад” в формате партийной программы 22 августа 1914 г. Западное бюро партии “Дашнакцутюн” в Константинополе санкционировало отказ от добровольческого движения на территории Османской Турции и необходимости выполнения армянами военной повинности. В рядах турецкой армии оказалось около 100 тыс. армянских солдат. С подачи самих младотурок в России, Англии и Франции возникло добровольческое движение, поскольку местные армяне являлись их гражданами. В Турции же патриарх Завен Егиян призвал западноармянство к содействию победы турецкого оружия, а в рядах турецкой армии оказалось около 100 тыс. армянских солдат.
Между тем младотурецкое правительство готовилось к депортации и уничтожению армянского населения. 15 октября 1914 г. руководство партии “Единение и прогресс”(“Иттихиад”), провело совещание, где постановило осуществить депортацию армян с уничтожением их в сирийской пустыне Дер Зор. Формально, в конце ноября 1914 г. младотурецкая делегация во главе во главе членом ЦК партии “Иттихиад”, мутесарифом Муша Сервет беем провели переговоры с представителями партии “Дашнакцутюн” по Армянскому вопросу, где затрагивалась необходимость ликвидации добровольческих дружин в Заквказье. Взаимопонимание не состоялось. Сами переговоры со стороны младотурок носили камуфляжный характер по подготовке геноцида.
2 декабря 1914 г. Совет партии “Иттихиад” заявил о патриотизме и верности турецких армян.В начале январе 1915 г. неофициальный центр партии “Иттихиад” подтвердил “Десять инструкций”, по истреблению армянского населения.Этот подход 18 января 1915 г. представила газета “Jeune Turk”. В тот же день Совет партии “Иттихиад” подтвердил свое заявление от 2 декабря. Военный министр Энвер письменно выразил признательность за верность армянского населения епархиальному Конии архимандриту Гарегину Трапезундскому. 27 февраля Энвер отдал секретный приказ командующим армии о решении Армянского вопроса; “Имперское правительство отдало приказ об истреблении всей армянской нации“. Началась расправа над армянскими солдатами и высылка армянского населения Зейтуна в болотистые места Конии.
Тезис, что переселение армян Османской Турции является плодом антитурецких восстаний, имеет надуманный характер. В работе “9 вопросов и 9 ответов об Армянском вопросе” он проводится под соусом наступления англо-французских сил в Дарданелльском проливе и “резни мусульман со стороны армян”: “Османское правительство сделало то же самое, что в подобной ситуации сделало любое другое государство - выселило армян из прифронтовой зоны на юг и в Сирию. Закон о времен-ном выселении армян был принят 27 мая 1915 г.”
Младотурецкое правительство заранее готовилось к депортации и уничтожению армянского населения Турции, а все указанные доводы являются лишь прикрытием принятого плана выселения 30 мая 1915 г. “Закон о депортации” был утвержден Советом Турции, содержание кото- рого приоткрывает завесу над целью депортации в виде уничтожения ар мянского народа: “В результате обсуждения решено, что необходимо полностью уничтожить и ликвидировать, то опасное движение, целью которого является упразднить существование государства и самопожертвованно проводить осуществляемые мероприятия и распоряжения по обеспечению безопасности”.
Под решением стоят подписи семи министров: визир Саид Хилми, министр внутренних дел Талаат, глава военного ведомства Энвер, руководитель общественных работ Аббас Халим, министр просвещения и пред- седатель партии “Иттихад” Ахмед Шюкри, министр торговли Ахмед Несими и руководитель юриспруденции Ибрагим Айрулах. Формула “полностью уничтожить и ликвидировать” означала депортационное уничтожение армянского населения Оманской Турции, что полностью упраздняет содержание концепции “техчира”( выселение).
Понимая это, турецкие историки не публикуют этот документ, а ограничиваются лишь выдержками. Лишь в сборнике документов военного ведомства формула “полностью уничтожить и ликвидировать” (“imhâ ve izâlezi kat`iyyen muktezi”) в переводе с османского на современный туре-цкий либо английский языки, как отмечает Р. Сафрастян, представляется в толерантном виде - “исключительная необходимость нейтрализовать в форме воздействия (etkili bir şekilde betataf edilmesi mutlak surette gerekli olup”).
Относительно предписаний по истребительной политике армян доста- точно привести мнение турецкого историка Танер Акчама, который изложил содержание трех телеграмм Талаата, доказывающих спланирован- ность Геноцида армян на государственном уровне. В первой телеграмме от 29 августа 1915 г. говорится о решении Армянского вопроса и отсутствии необходимости использовать “лишнее насилие”. Вторая телеграмма за ноябрь 1915 г. направлена ответственному служащему по вопросам депортации в Алеппо Назим бею, где она обосновывается будущим Турции и необходимостью сокращения численности армян. Третья телеграмма от 7 октября 1916 г. ставит в известность Джемаль пашу о захвате имущества Киликийского католикосата в Сисе, как и армянского населения, так и его депортации.
Все это свидетельствует о заранее разработанной системе государст-венно-артийной геноцидной политики в отношении армянского населения, где имели место не “техчир” (выселение), а депортация, где роль ко нцлагерей выполняли пустыни Дер Зор и РасульАйн с последующим уничтожением. Турецкий тезис мятежности армян голословен.