«ԶՈՐԱՎԱՐ ՍԵՊՈՒՀ» ՊԱՏՄԱՔԱՂԱՔԱԿԱՆ ՎԵՐԼՈՒԾԱԿԱՆ ԿԵՆՏՐՈՆԻ ՊԱՇՏՈՆԱԿԱՆ ԿԱՅՔ


Նկար

Фейки осенней войны. Тунян В.Г.д.и.н, проф.                                                  

11/10/2020

В ходе боевых столкновений с 27 сентября по 10 октября 2020 г. азерпроп ши­роко использовал разные фейки, которые были призваны во­сполнить отсутствие реальных военных достижений и сохранять ре­жим­ный тонус общественности..

 В их числе Министерство обороны Армении  4 октября 2020 г. ука- зало на несостоятельность информации об ”ос­вобождение Джебраила “ и  села “Мадагиз’, затем занятии шести селений. Представлен видео­ма­те­риал о  “побеге из Мадагиза“ освободителей, а точнее разгроме азербай­джанского отряда в ущелье “Мадагиз”. Точно также президент Белорус­сии А. Лука­шенко отверг  фейк о постаках оружия Азербайджану. 

В фей­ковом и саморазоблачительном духе И. Алиев выступил в пользу единственного воз­мож­ного решения наго­рнокарабахского конфликта – воен­ного:”Я много слышал о том, что у кон­фликта нет военного решения. Во-первых, я с этим не со­гласен. Во-вторых, если нет военного пути, то тогда дайте нам невоен­ный путь, ди­пломатический путь. Выполните резо-люции Совбеза ООН“. В силу чего в ночь на 5 октября города Степа­на­керт и Шуши были под­вер­гнуты ракет­ному азербайджанскому об­стрелу с жертвами и раз­ру­шениями.

 Более того Алиев в интервью российскому телевидению 7 октября зая- вил о невыполнении четырех резолюций Совет Безопасности ООН по На­горному К­арабаху, где якобы должен быть обеспечен немедленный воз­врат зах­ваченных территорий. Также  отмечено необходимость сохране­ния конф­ликта лишь отношениями между Азербайджаном и Арменией, с отриц­а­нием участия Турции в конфликте.

Здесь все перевернуто верх дном.Все эти резолюции были приняты в 1993 г.:N 822 (1993) от 30 апреля 1993 года,N 853 (1993) от 29 июля 1993 года и N 874 (1993) от 14 октября 1993 года,N 884 oт 12 ноября 1993 г. В них отмечалась необходимость сохранения режима прекращения огня за- вершения военных действий и враждебных актов, недопущения си­ло­вого приобретения территорий и “продолжения поиска возможностей уре­­гу­лирования конфликта путём переговоров в контексте Минского про­цесса и «Обновленного графика» с внесенными в него по­правками на сове­ща­нии Минской группы 2-8 ноября 1993 года'’. Своей захватни­чес­кой по­­ли­ти­кой Азербайджан создал для себя проблему освобож­ден­ных рай­онов армией обороны Нагорного Карабаха, что позволило создать ­эффектив- ный пояс безопасности от агрессивных поползновений Азербай­джана.

Прошедшие 27 лет показали, что игнорированием режима прекра­ще­ния огня занимается Бакинский режим, который не стремится к конструк­ти­вному решению карабахского конфликта. Прав премьер-министр Арме­нии Н, Пашинян о необходимости учета конкретики времени этих резо­люций: “Нельзя эти резолюции Совета Безопасности оторвать от контек­ста и представить в другом свете. Нужно очень ясно, четко и трезво проа- нализировать, что там написано. Там вообще про Армению, про воен­ные действия со стороны Армении ничего не говорится. В по­след­ней резо- лю­ции говорится, что Азербайджан нарушил между­на­родную до­гово­рен­ность о прекращении огня и в итоге этого потерял территории, и эти тер­ри­тории взяли под свой контроль силы самообо­роны армян На­горного Карабаха".

Не менее важным представлено и толкование роли Армении:“ Про Армению там говорится в другом контексте. Призывают Армению испо­льзовать связи с армянами Нагорного Карабаха, чтобы как-то стабилизи­ровать ситуацию. То есть последняя из этих резолюций была принята в 1993 году в конкретной оперативной обстановке. Это о конкретной ситу­ации, и нельзя эти резолюции оторвать от контекста “.

 То есть представлены три участника конфликта:два непосредственных- Азербайждан и Нагорный Карабах и сопричисленный миротворец - Ар­мения. Реализация этих четырех резолюций сорвал Азербайджа, по­сколь­ку статус Нагорного Карабаха не определялся, но  и не закрывался. Точно так­же и Мадридские принципы, но они предусматривали проведение “сво­бод­н­ого волеизъявления’ населения Нагорного Карабаха.

29 ноября 2007 г. на встрече глав ОБСЕ в Мадриде  сопредседатели Мин­ской группу (Россия,США, Франции) руководителям внешнеполи­ти­ческих ведомств Армении и Азербайджана были  представлены базо­вые прин­ципы урегулирования конфликта: 1) Решение статуса Нагорного Кара­баха свободным референдумом представителями населения 1988 г.; 2) в промежуточный период до окончательного определения статуса На­горного Карабаха избрание должностных лиц для  управления в зако­но­дательной и исполнительной власти; 3) передача Кельбаджарского рай­она под контроль Международной переходной комиссии из представи­телей Армении и Азербайджана с ограниченным армянским контин­гентом; по- ощ­рение отъезда армянского  населения из района и  возврата азербай­джа н­цев; 4) наличие определенной ширины коридора между Нагорным Ка­рабахом и Армении, с последующим определением статуса; после чего зафи­ксировать статус Нагорного Карабаха 5) санкция Мирного соглаше­ния на внутренние перемещения и возвращение беженцев; 6) до начала действия Мирного соглашения проведение международной миротвор­чес­кой операции по демилитаризации и обеспечении  безопасности. Каж­дая  из сторон имело правом вето на подбор миротворческих войск из от­дель­ных стран.

Содержание Мадридских принципов было представлено 10 июля 2009 г. в Л’Аквиле президентами Российской Федерации Д. Медведевым, Франции Никола Саркози, США Барака Обамой. После публикации Ма­дрид­ских принципов президент Азербайджана стал из шести изло­женных принципов делать упор лишь на двух - о возврате тер­риторий кон­тро­лируемых Армии обороны Карабаха и возвращения в ме­ста про­живания лишь азербайджанских беженцев. Развязыванием осен­­­­ней войны 2020 г. Алиев полностью перечеркнул мадридский под­ход; время из­ме­нилось, а он остался тем же сторонником экспансио­ни­зма.

Вопреки мифической  локализации  проблемы Нагорно-Карабаха азер­бай­джано-ар­мян­ских  отношениями Алиев  в осенней войне 2020 привлек еше две силы  -Турцию и исламистов. В интервью 8 октября “CNN Ara­bic” он признал, что  “истребители F-16 находятся на земле“, как резу­ль­тат  уча­стия в  туре­цко-азербайджанских летних военных маневрах, но скро­мно умолчал о причинах продлении их последующего  пребывания.

Тем не менее он опроверг заявление своего помощника Хихмет Хад­жиева, данное в интервью 7 октября английскому консервативному из­данию “The Spectator”: ”Есть создатели мифов, и есть их разрушители. В дан­ном случае я буду разрушителем мифов. У Азербайджана нет F-16, нет ни на нашей земле, ни в нашем воздушном пространстве“.Именно под прикрытием F-16 беспилотники наносят удары по мирному насе­ле- нию Арцаха.

Точно также фейком является отрицание джихадистов из Сирии и Ливии в боевых дей­ствиях.Этот факт признал глава службы внешней раз­ведки России Серген Нарышкин:”По имеющейся в СВР информации, в зону конфликта акти­вно подтягиваются наемники из воюющих на Бли­жнем Востоке меж­дународных террористических организаций, в част­ности, "Джабхат ан-Нусра", "Фиркат Хамза", "Султан Мурад", а также эк­стреми­стских курд­ских группировок. Причем речь идет о сотнях и уже даже тысячах ради­калов, рассчитывающих заработать на новой карабах­ской войне”. Ситуа­ция стала предметом обсуждения внешнепо­ли­ти­ческих ведомств России и Ирана, а также главу двух стран.

Таким образом, как блицкриг Бакинского режима оказался нереа­ли­зован, так и мифотворчество на тему армяно-азербайджанских отно­ше­ний и нагорнокарабахского конфликта несо­стоятельно.                                                                                                                            ․

 

Тунян В.Г.д.и.н, проф.