«ԶՈՐԱՎԱՐ ՍԵՊՈՒՀ» ՊԱՏՄԱՔԱՂԱՔԱԿԱՆ ՎԵՐԼՈՒԾԱԿԱՆ ԿԵՆՏՐՈՆԻ ՊԱՇՏՈՆԱԿԱՆ ԿԱՅՔ


Նկար

Реальная история. Профессор Тунян Валерий

27/08/2021

Так уж бывает, что при освещении той или иной темы ми­фот­вор­цам приходится заниматься одиозным смакованием исторических яв­ле­ний. Так, в российском издании ''Вопросы истории'' 2021 г. N 1 Н.Р. Мамедов по­местил публикацию ‘'Карабахский регион Азербайджанской Ре­спу­блики в 1950-1960 гг.''  В ней говорится о трудностях освещения подня­той темы: ''Дан­ный период оставался вне поля зрения исследователей и под­ра­ста­ющего поколения Азербайджанской ССР ''.

Утверждается о наличие межэтническом конфликте в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджанской ССР, который связывается с переселением армян в край после  Туркманчайского мира 1828 г., о стре­мл­ении армян к воссоединению и восстановлению ''Великой Армении '', выселении азербайджанцев ''из своей родины'' (из Армянской ССР).

Между тем поднятая тема не новая в современной историографии Азер­­­­­байджане исто­рики которой, в поисках ''исторической истины '' стремятся пред­ставить армян не автохтонным населением Кавказа, хотя сами явл­яются потом­ками представителей степной культуры Средней Азии. В 1918 г. офици­альным язы­­­ком Азер­байджана являлся турецкий -“турк дили”, а местное мусульманское н­асел­ение называлось “тюрки”, ко­торые в 1936 г. были заменены  на “азербайджан дили” и универсальное по­нятие “азер­бай­­джа­нец’’. Хотя, иногда, и  они сами  отмечают кочевое происхож­де­ние азер­бай­джанцев с установкой на захват территорий. Так, ди­ректор Института исто­рии Азербайджана Я. Махмудов отмечает: “У каждого народа своя история. Азербайджанцы расселены на различных тер­ри­ториях”. От­сюда и территориальные претензии к соседям.

В начале ХIХ в. схватке за Кавказ победительницей вышла Россия, присоeдинившая местные феодальные владения и ханства, осущест­вив­шая переселение христиан и мусульман из Османской и Персидской империй.

Армяне по Туркманчайскому миру 1828 г.  переселялись не на азер­байджанские земли, а в северную часть исторической Армении (Пер­сидской Армении), известной сегодня как Восточная Армения, с перво­пре­с­тольным Эмиадзином. В то же время имело место мусульманское переселенчество в закавказские пределы России во главе с муджтехидом Ага-Мир-Фетте Тавризским для духовного управления шиитами, которое мифотворцы стараются не заме­чать. Царь Николай I отказался от пред­ложения главнокомандующего Кавказским корпусом И.Ф. Паскевича соз­дать из ханств персидского Азербайджана самостоятельные государства, не желая распада Персии.  Самодержавие России организо­вало мусуль­ман­ское переселенчество из провинции Азербайджан в закавказские пре­делы весной 1828 г. во главе с муджтехидом Ага-Мир-Фетте Тавризским. На это казна выделила 20 тыс. червонцев, равных 4 млн. руб. из 80 млн. контрибуции от Тегеранского двора, в то время как на миграцию 8249 семейств христианских переселенцев - армян, айсор, греков (42 тыс. чел.), из Персидской Армении в Араратскую долину выделено 16 тыс. чер­вонцев. Только жителям деревни Узумчи и четырех селений Карадага было разрешено поселиться в Карабахе, составившим около 700 человек. Из 16 тыс. червонцев на христианское переселение было истрачено 8 тыс. червонцев, значительно уступая сумме затрат на му­сульманское пересе­ленчество. 24 апреля 1831 г. царь Николай I выделил 40 тыс. руб., из со­хра­ненных сумм на переселение с целью создать “полезные предприятия” для Закав­каз­ских провинций.  Массовость переселения “та­тарских пле­мен” из Персии заставила комитет министров России в 1832 г. ограничить поселение русских раскольников в Карабахе. Вместо хри­сти­а­низации Кавказа произошла “азербайджанизация” части его тер- ритории.

Действительно на территории Восточной Армении проживали ко­че­вые тюркские племена: гаджи-бегли, каджары, казахи, айрумли, шах-ди­линцы, садараклинцы, кара-коюнлу, кенгерлю и проч. Каждое из них имело разные роды и перемещалось по разным местам. Так, после втор­жения турок-сельджуков каджары ока­зались на территории Сирии, затем среднеазиатский завоеватель Та­мерлан переселил их в Персию. Шах-Аббас в 17 в. часть их поселил в Гяндже (ставших называться ав­шарами), другую часть - г. Мевре, а третью - в Мазандаране.   

Восстановление армянского населения Карабаха, выселившегося в значительной мере в конце 18 в.- нач. 19 в. было осуще­ст­влено за счет возвращения  меликских переселенцев. Наглядно это видно па примере развития этнического состава г. Шуши:  1832-1833 гг. - армян 53,8% (4265) и  “татар'' - 46,2 % (3665); 1873 г., соответ­ст­венно, 55,5% (13504) и 44,5% (10804); 1914 г. - армян   53,8% (22004) и “татар” 46,2% (18864).

В этом контексте важным является освещение и переселенчества азер­байджанцев после окончания Второй   мировой войны. Отложение похода на Стамбул из-за вступления СССР в войну против Японии обусловило идею ограниченной репатриации армян в Советскую Армению. Из-за нехватки земли руководство Армении предложило разместить 90000 прибывших репатриантов в Нагорном Карабахе, осуществив воссое­ди­нение с отечеством. Еще до этого руководитель Азербайджана М.С. Багиров 10 декабря 1945 г. предложил разменный вариант: принять 130000 азербайджанского населения Республики Армения, а место их предоставить репатриантам.

     23 декабря 1947 г. Совет Министров СССР постановил переселить на “добровольных началах” из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низ-менность Азербайджанской ССР 100000 представителей азербайджан-ского населения, которым полагались льготы - бесплатный проезд, посо -

бия и кредиты на обустройство.  К концу 1951 г. число азербайджанских переселенцев из запланированных 100000 составило 37387 человек, а к маю 1952 г. добавилось еще 204 семьи. Азербайджанцы вливались в со-став родной и национальной среды.  Подчеркивается “принудите­льный” характер переселения, но оно не достигло запланированного ма­сштаба, хотя имелись трудности приспособления. Не указывается и то, что большая часть азербайджанских переселенцев затем вернулась в Ар­мянскую ССР, а часть армянских репатриантов оказалась в Сибири.

Также утверждается об увеличении численности ар­мянского нас­еления Азербайджана. Реальная картина в Карабахском регионе совер­шенно иная, поскольку здесь проводился курс деармени­зации. В 1923 г. численность армян Нагорного Карабаха составляла 140600 человек, или 94,8%, а в 1979 г. – 123100 человек, или 75,9%. Количество азербай­джанцев, соответственно, составило 7700 человек (4,9%) и 37300 (23%), т.е. возросло в пять раз. Значительную роль в этом процессе сыграл Гейдар Алиев: ''Благодаря мне сократилось армянское население Кара­баха''.

При этом, если решением Кавбюро 5 июля 1921 г. территория ав­тономного Нагорного Карабаха составила 8000 кв. км., то в 1923-1924 гг. территория созданной автономии имела 5000 кв. км., а затем из нее вы­кроили еще 600 кв. км., доведя территориальный формат до 4400 кв. км. В ходе советской фазы развития армяне Карабаха вели борьбу за право быть самим собой.

Аналогичные территориальные притязания Аз.ССР имела и к Арм. ССР, которые более или менее были решены  в конце 1935 г. Но по­следу-

щие притязания  имели и имеют  место под  наименованием  Армении  Западным Азербайджаном, проявляясь в форме заявок И. Алиева на про­ведение ''коррект­ировки границ'''. Создается перманентная напря­жен­ность в регионе для давления на Армению с целью ослабления и вывода из партнерства с Российской Федерацией. В конечном счете, сила силу ломит.

Таким образом писать  мифотворческую и  политизированную исто­рию это одно, а представлять реальный исторический процесс и его по­следствия требует профессионализма. История Азербайджана еще слага­ется и сопрягается с историей Армении, что определяется сов­местным проживанием в Закавказье.