«ԶՈՐԱՎԱՐ ՍԵՊՈՒՀ» ՊԱՏՄԱՔԱՂԱՔԱԿԱՆ ՎԵՐԼՈՒԾԱԿԱՆ ԿԵՆՏՐՈՆԻ ՊԱՇՏՈՆԱԿԱՆ ԿԱՅՔ


Նկար

АРМЯНСКИЙ МИЛЛЕТ. Профессор Тунян Валерий

02/04/2021

Практически  с  султана Орхан I  происходит становление армянской тематики в политике правителей  Османской империи.  Превращение  г. Бурсы   в столицу (1326-1365), находящейся недалеко от побережья Мра­морного моря, обусловило расширение экспансии и закрепление до­стиг­нутых результатов.   В Османской империи как мусульманской державе имелся различный этноконфессиональный состав, что предо­пре­деляло определение положения христианских церквей. В начале 1459 г.  создан греческий вселенский патриархат для православных христиан.
Еще до этого было обращено внимание на армянское население, ко­торое исповедовало восточное православное христианство, отличаясь от ортодоксального византийского православия. С учетом этого фактора  “армянские религиозные центры” стали  переводиться  в Констан­тинополь. Возник  вопрос создание армянского миллета - религиозно-кон­фес- сиональной  структуры, позволяюшей решать  внутренние проблемы при признании высшей власти султана и взиоса подушной подати. Учтено различие между греческим и армянским православием: если первое претендовало на выражение интересов всех православных, то второе - отражало национальные виды.
Султан Мехмед II  в 1461 г. санкционировал создания Константинопо- льского патриархата для управления армянским миллетом.  Брусский епископ Оваким (1461-1478) был утвержден Константинопльским патри­­­ар­хом, представлявший интересы армянского населения и древне­восточных церквей в Османской империи. Учитывалось, что духовный центр армян св. первопрестольный Эчмиадзин находился в составе Персии,  а глава армянской церкви с ХII в. именовался католикосом всех армян. Вне пределов власти султана Мехмеда II  до времени находились также еще  Ахтамарский и Сисский католикосы и Иерусалимский патриарх. Так что духовно-политический армянский патриархат в
Констан­тинополе  обле­г­чил последующее  включение иерархических пре­столов в состав Ос­манской империи.

Созданный армянский миллет  стал составной частью системы уп­рав­­ления немусульманских народов. Такими миллетами  в Османской дер­жаве являлись – мусульманский,  право­слав­ный (рум-миллет), армян­ский, католический и иудеев. Миллетская система  позволила резко уси­лить патриаршую власть, что диссионировало с кано­ническим правом церкви, но соответствовала интересам управления Османской империи.

С другой  стороны оформлена новая система управления Армянской Апостольской церковью­ из партикулярных католикосов и патриархов. Еще в VI в. возникло Иерусалимское армян­ское патриаршество, свя­зан­ное с активностью - армянских бого­мольцев, для нужд которых име­лось уже 70 монастырей. К Ахтамарскому католикосу с 1113 г. (на ос­трове Ахтамар озера Ван патриарший престол находился в 927-947 гг.), при­бавился новый. Карапет Едовкаци в 1446 г. провозгласил само­стояте­ль­ность Киликийского католикосата. 
Со второй половины ХVI в. под контролем патриархии в Кон­стан­тинополя оказались иерархические престолы  армян Османской Ту­рции. Католикосы Ахтамара и Сиса лишь в духовном отношении подчинялись католикосу Эчмиад­зинскому как ”единственному правиль­ному пре­ем­нику св. Григория, освящаемому возложением нетленной руки Про­светителя, которая хранится в Эчми­­адзине”. Исключительной преро­гативой верховного католикоса являлось  варение св. миро в Эчми­адзине и посвящение в сан епископа.
Созданием армянского миллета в определенной степени были опре-делены взаимоотношения армян с властями Османской империей. В  дальней­шем армяне  получили статус millet-isadika - “лояльная на­ция”, что яви­лось следствием создания  Османской мировой империи.