«ԶՈՐԱՎԱՐ ՍԵՊՈՒՀ» ՊԱՏՄԱՔԱՂԱՔԱԿԱՆ ՎԵՐԼՈՒԾԱԿԱՆ ԿԵՆՏՐՈՆԻ ՊԱՇՏՈՆԱԿԱՆ ԿԱՅՔ


Նկար

Значимость архивных сведений. Профессор Тунян Валерий

16/03/2022

 

      В русле свободомыслия в Турции  стали уделять внимание откры­то­сти архивов. Значимым стало извинение Р. Эрдогана от 23 ноября 2011 г. относительно Дерсим­ских погромов 1937-1938 гг., где для подавления восстания против тюркизации, регулярные части убили от 13606 до 70000 граждан. Значительная часть населения Дерсима (недалеко от Эрзрума)  имела армянские корни. Ре­шение имело связь с же­ланием ос­лабить оппозици­онную На­родно-рес­публиканскую партию, во время правления которой состоя­лась кровавая расправа. Её необхо­димость мо­тивировалась предот­вращением возмож­ности создания армяно-курд­ского союза, прое­циру­емого Англией и Францией. 

        Между тем Дерсимские погромы имели глубинный характер. ''Аген­турная записка  1920 г. о положении в стране''  из Стамбула представляет область ме­стом этнической напряженности. Проведены параллели с имевшими до этого очагами национальной напряженности, население которых стремилось к независимости. За точку отсчета взяты со­бытия 1914 г. в Харберде, Диарбекире и Киликии:  ''Армяне вилайета Мамурет-уль-Азиг (Харпут), где также были атакованы мусульмане и где были сделаны схроны оружия, составили целые подразделения опол­ченцев, направляв­шихся Россией к Вану и персидской границе.Многие эмиссары были отправлены из России и Константинополя в Дерсим и его окрестности, чтобы поднять курдов против османского правительства. Так было и в вилайете Диарбекир, хотя там армяне были в меньшин­стве''.

       Опасным прецендентом для турок являлось развитие событий  в Кил­кии. Об этом в сводке сообщений 30 сентября 1920 г. говорилось: ''Со­об­щают, что Киликия превращена в независимое армянское государство под про­текторатом французов. Один из офицеров вновь созданного госу­дарства 10 сентября прибыл через Пандему в Баликессер, где в одной из церквей произнес речь, в которой объявил о создании нового государства и о тех средствах, которыми оно обладает для своего развития ''.

      Отзвуком межэтнических событий указан и Дерсим. В сводке доне­сений от 10 сентября 1920 г. указано: ''Бывший депутат от Дерсима Ферид паша объявил независимость Дерсимского санджака. Его сын пехотный капитан Мазхар бей руководит военными операциями. Племена соседних местностей подчинились Мазхар бею. Курды грабят, опустошают и под­жигают все деревни, вырезывая население''.

       В последующее время этническая напряженность сохранялась.  На это 1 ноября 1936 г обратил внимание глава Турции М. Кемаль : ''Самая важная проблема в наших внутренних делах это дерсимский вопрос. Необ­ходимо во что бы то ни стало и с корнем вырвать этот нарыв, этот страшный фурункул... и правительству предо­ставлены широкие полно­мочия для при­нятия самых срочных мер по этому вопросу''. Действенным средствовом сочтено выселение Дерсима. В 1937-1938 гг. курды заза провинции  Дерсим (затем Тунджели), ис­по­ведущие алевизм, осуще­ст­вили восстание пр­о­тив тюрки­зации. Ста­вилась цель сохранение национа­ль­ного само­сознания и мест­ных осо­бенностей. Восстание было жестоко подавлено. Здесь проживало значи­тельное число армян, составлялвший в 1914 г. 45% из 200 тыс. насе­ле­ния.

       Извинение Эрдогана за Дерсимские события приветствовал пуб­ли­цист Мехмет Биранд, как рас­крытие событий исторического прошлого. В то же время, по словам Би­ранда, де­баты о событиях в Дерсиме показали тру­д­ность раскрытия архивов Генерального штаба: “Наиболее важные доку­менты прошлого находятся в Генштабе. Это естественно, ведь самой ва­жной силой в прошлом была армия. Кроме того, если эти документы не будут раскрыты, очевидно, будет невоз­можно провести здоровые дис­куссии”.

      Показана связь архивных источников для представления Армянского вопроса: “Почему и от кого скрываются эти документы? Каждая страна раскрывает свои документы независимо от их конфиденциальности по истечении определенного периода времени, - отмечает Биранд, -  а мы живем за завесой тайны. Почему? Я не могу найти реалистичный ответ на эти вопросы”.

       24 апреля 2012 г.  Биранд охарактеризовал решение Конституционного совета Фра­нции от 28 февраля о неправомерности закона о крим­ина­лизации Ге­ноцида армян  как нарушение “свободы выражения”, торже­ст­вом европейской демократии, а не спасительным шагом Турции в Ар­мянском вопросе: “Конституционный совет преподал урок и нам, и всему миру по поводу того, сколь важна свобода слова. Но мы не может ут­верждать, что на этом вопрос закрыт, и мы спасены. До 2015 года Турция  будет идти по заминированному полю. Мы должны действовать с учетом этого”. 

        Игнорируется при этом то, что Турция в 2006 г. приняла все меры, вплоть до отзыва посла, о недопустимости во Франции принятия закона о криминализации  за отрицание Геноцида армян. Тогда этот закон, намечавший год тюремного заключения и тюремный штраф, был назван политизацией Армянского вопроса. На встрече с представителями французских деловых кругов в Анкаре  Эрдоган заявил, что этим вопросом должны заниматься историки, а позицию Армении счел негативной.