«ԶՈՐԱՎԱՐ ՍԵՊՈՒՀ» ՊԱՏՄԱՔԱՂԱՔԱԿԱՆ ՎԵՐԼՈՒԾԱԿԱՆ ԿԵՆՏՐՈՆԻ ՊԱՇՏՈՆԱԿԱՆ ԿԱՅՔ


Նկար

Карабахский кондоминиум. Тунян Валерий Георгиевич Доктор исторических наук, профессор

20/11/2020

Создание двух зон в Нагорном Карабахе - Северной и Южной, со­гласно “Заявлению“ руководства России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 г. содействовало появлению кондоминиума - сов­местному владению единым объектом, которое может быть временным либо по­стоян­ным, иметь тот или иной статус.

      В оценке происшедшего важным является понимание сущности про­исходящего процесса. Известный политолог Зб. Бзежинский включал Закавказье в этнический котел противоречий - “Евразийские Балканы“. Границы возникших закавказских республик на постсоветском прост­ран­стве рассматривались надуманными, ставящими цель создания напря­жен-ности между местными народами, обуславливающими борьбу ведущих держав за закрепление южного региона. Карабахский вопрос, как “ан- клав“ насе­ленный преимущественно армянами, представлен детонатором по­лити­чес­кого детерминизма. Армения вынужденно опиралась на содей­ствии во­енной помощи России, в то время как за свою независимость и внут­рен­нюю стабильность она могла поплатиться потерей Нагор­ного Ка­рабаха. Вектором американской политики в регионе представлялся Азер­байджан из-за своего ключевого положения в экономических и гео­стра­те­гических расчетах, являющегося транспортным горлышком к бо­гат­ствам бассейна Каспийского моря и Средней Азии. Отсюда и опре­деленая пас- сив­ность нынешней американской администрации к событиям в регионе.  

      Свое значение имеют интересы Великобритании в регионе, которая “брекзитом” 2017 г. и вы­ходом из Европейского Союза вновь озаботилась  вниманием на страны Бли­жнего Востока, тем боле что в 1918 г. бри­танцы принимали участие в падении Бакинской коммуны и управлении Кара­бахом. В ходе осенней войны 2020 г. британцы  затеяли гибридную вой­ну, ярким прояв­ле­нием ко­­­торой стали фейковые аккаунты для армянской и  ау­дитории с антирусской начинкой, ставящие целью столкнуть Рос­сию и Тур­цию в крае, во имя имперского принципа “раз­деляй и властвуй“. При этом они готовились в течение нескольких лет. С сентября по 9 но­ября 2020 г. было выявлено 6498 аккаунтов. В середине ноября начались коммерческие поставки газа по “Южного газовому коридору” из Азер­байджана к Адриатическому побережью. Намечено поставлять 6 млрд кубаметров газа в Турцию и 10 млрд в Европу, которые должны ска­заться на поставках русского газа. Стоимость Трансадриатического проекта составила 3,9 млрд дол. Финансировали; британцы - 20%, азербай­джан- ский SOGAR - 20%, итальянский SNAM -20%, бельгийское Fluxus-19%, испанский Enagás-16%, швейцарская  Axpo -  19%.

      Из вкладчиков наиболее ретивым оказался Туманный Альбион, ко-торый не допустил принятия резолюции закрытого заседания Совете Бе­зопасности ООН 19 октября 2020 г. по реа­лизации механизма прек­ра­щения огня в Ка­рабахе путем наблю­да­тельной миссии ООН либо комис- сии ОБСЕ. Если раньше в Армянском вопросе английские корабли не могли подняться к горам, то запах нефти и газа обеспечил соот­ветс­твую-щую по­зицию. Задействованы интересы  треугольника интересов Ан­глия-Ук­раина - Турция.

       К  этому добавляются интересы Франции, продолжающей свою исто­ри­­ческую миссию на Ближнем Востоке, с учетом того, что она является осно­вательницей европейской демократии. Отсюда прослежение прези­дентом Э. Макроном деятельности джихадистов в Карабах­ской войне, предупреждении Турции по вопросу Нагорного Карабаха, необходимо- сти  создания устойчивого политического урегулирования” с учетом ин­тересов Армении и прекращения провокаций Турции, раз­работка про­екта признания Республики Арцаха с предстоящим об­су­ждением в пар­ла­менте.

      Тем самым, военно-политическое могущество России, независимость Ар­мении и судьба Нагорного Карабаха оказались синтезированы в еди­ный тугой узел. Внутренняя стабильность и независимость Армении яв-ля­ются доми­нан­той в геополических расчетах. Вызовы времени требуют новых подходов, рациональных деятелей и трезвой политики с учетом интересов страте­гического со­юзника России. Мы 300 лет с Россией шагаем в одной связке исто­рического процесса. Так было, так и есть.